Блокада глазами Наклонской Людмилы Степановны


Я посвящаю свой рассказ героическим женщинам Ленинграда, а прежде всего моей маме, которая спасла мне жизнь.
Я родилась 17 декабря 1934 года. Я жила в Ленинграде, у меня, как и у всех детей были родители: мама, папа и маленький братик. Мы жили в коммуналке. Летом 1941 года родители отправили меня к родственникам на дачу под Кингисепп. На даче с друзьями мы веселились, играли, как вдруг…
Помню лишь только одно: взрослые укладывали нас между грядками, но мы ничего не понимали. Над нашими головами летали маленькие самолёты. Они летали так низко, что я видела разъяренные лица пилотов. И вдруг мы поняли, началась война. 
Мне было 7,5 лет. Нам всем выдали черные щипцы длиною примерно в 1метр. Около нас стоял огромный ящик с песком, и когда в дом попадали зажигательные бомбы, мы брали зажигалки щипцами и бросали в песок, тем самым спасали дом от пожара. 
Мама каким-то образом привезла меня в Ленинград. По началу было не так страшно. Пока ещё в доме был газ, свет, вода, тепло, но вскоре этого не стало. В доме стало очень холодно, мы с соседями перебрались все в одну комнату, чтобы было теплее. По приказу мы заклеивали окна крест- накрест, чтобы их не выбило от взрывов.
Моя мама, чтобы не голодать, на рынке покупала еловые лапы и на ржавой буржуйке делала из них лепёшки. Мы ели кожаные ремни, варили столярный клей. Вскоре от голода умер мой братик. Мы с мамой положили его в коробку из-под моей куклы и повезли на саночках хоронить. Было очень холодно, ноги от голода заплетались.
Есть очень хотелось. Я выходила на лестничную клетку и стонала от голода. Мама, чтобы прокормить меня, продавала вещи, и за это ей давали еду. Потом мама заболела, она не могла ходить. Но она сделала всё, чтобы я выжила.
25 мая мама умерла. Я попала в ленинградский детский дом №30. Есть по-прежнему было нечего. И чтобы нам прокормиться, мы выезжали на кладбища, там рвали траву и ели её. Мы ходили на Неву за водой, воду черпали поварешками. Когда были обстрелы, первое время мы спускались в бомбоубежище, а потом перестали. 
Отец был на фронте. Он был ранен в 1942 году и из-за ранения отправлен домой. Когда закончилась война, как сейчас помню, это объявили в 4 утра, была непередаваемая радость.
Я даже не знаю, где умерла моя мама, но точно знаю, что она была храброй женщиной.
Когда я вышла из детского дома, моя квартира была занята. После я устроилась на завод, где проработала 33 года. Сейчас я работаю в школе 296 с 1994 года, где училась моя внучка Прохорова Юля - серебряная медалистка, лауреат Российских и городских конкурсов исполнителей романсов. Теперь Юля - студентка ФИНЭКА.
Дорогие ребята!
Прежде всего, мне хочется пожелать вам мирного неба над головой, чтобы такого, как пережили мы, больше не повторилось. Это очень страшно.
И хочется попросить вас с уважением относиться к людям преклонного возраста, ведь мы подсказываем вам ваши ошибки, мы живем для вас.
Самое главное, о чём я хочу вас попросить, будьте, прежде всего, людьми, будьте благородными.
Хоть мы живём в хорошее время, но оно тяжелое для России. Берегите Родину, любите её, не убегайте из неё.

Рассказ со слов Людмилы Степановны Наклонской подготовили ученицы школы 296 8б класса Бешовец Ксения и Смирнова Елена.


Отправить комментарий