Годы войны


Из школьного литературного альманаха "Мы правнуки Великой победы" 2005 год

Когда началась Великая Отечественная война, мне было 9 лет, и я жила на Урале, куда моего отца командировали на работу после окончания Ленинградского Политехнического института.
Я не слышала грохота бомб, разрыва снарядов, но с голодом и холодом я была знакома. Наша семья, как и другие семьи, очень голодала: ели крапиву, очистки, селедку с головой, не чистя, и т.д.  Осенью из леса приносили ягоды, грибы. Хлеб выдавали по карточкам, и его, конечно, не хватало. Всю войну мы не видели мяса, а суп варили постный.
Хорошо, что в школе учащимся выдавали бесплатные обеды: постные щи, каша, кисель, а летом всех отправляли в пионерлагерь бесплатно, где кормили в основном пшенной кашей; ни овощей, ни фруктов, ни соков мы никогда не пробовали.
Зимы на Урале - суровые. В школе было очень холодно: иногда чернила замерзали, а ученики сидели в валенках и варежках, но уроки не отменялись. Писали, в оcновном, на старых газетах, т.к. тетрадей ни у кого не было, все заводы и фабрики работали только для фронта. Но мы старались учиться хорошо, не пропускали уроки, читали в газетах сводки с поля боя, слушали по радио последние известия, внимательно следили за боевыми действиями нашей армии, вязали теплые вещи для фронта, выступали с художественной самодеятельностью перед ранеными бойцами в госпитале.
Помню, что я переписала одно стихотворение из газеты, выучила и читала его в госпитале перед ранеными бойцами.  Я очень боялась, но всем очень понравилось, и меня вызывали на «бис». Не помню ни названия стихотворения, ни его автора. Только помню начало стихотворения:
Чем ты стала отныне, Германия,
Черным дымом покрывшая мир?
Нет твоим преступленьям названия,
И конца злодеяниям нет…    
С того времени прошло более 60 лет…
Лахаткина Искра Григорьевна
 учитель английского языка
9.04.2005


Отправить комментарий