Воспоминания учителя истории Зверевой Дианы Ивановны

Из школьного литературного альманаха "Мы правнуки Великой победы" 2005 год


Несмотря на то, что прошло много лет, Диана Ивановна отчетливо помнит самый первый день войны.
             «Жаркое летнее утро. Мы с братом играли в песочнице. Вдруг послышался необычный голос бабушки, которая сказала: «Война». Папа у меня был военным. Эвакуировали нас на корабле через Ладожское озеро. Женщины и дети стояли на нижней палубе, а мужчины с оружием - на верхней. Над кораблем все время пикировал самолет. Это происходило в 1941 году.
            Несмотря на войну, детство у нас было. На праздники родители нам делали подарки, а в обычные дни мы катались и гуляли.
Весной 42 года на севере был голод. У нас был один талон. Его выдавали папе, так как он  - военный. По этому талону по четвергам мы питались один раз в день.
Мне было 9 лет, но на мне уже лежала большая ответственность. В то время я ходила в первый класс. Мне нужно было отвести брата в садик, истопить печь, разогреть обед. Но самой большой ответственностью были карточки.
            Мы стремились помогать военным, несмотря на голод, – мы шили кисеты. В свободное время зачитывались Гайдаром. Любимой книгой была - «Тимур и его команда». Мы также как в книге создали свою команду. И я была в ней звеньевой. Наша помощь людям заключалась в том, что мы пилили дрова, собирали одежду, ходили в магазин…
            В ночь с 8 на 9 мая я проснулась от бомбежки. Но это были взрослые, которые стучали в стены и сообщали об окончании войны. Утром было солнечно, и я шла в школу. На мне было новое платье и туфельки. Сначала я отвела брата в мужскую школу, а потом пошла к себе. Но было еще очень рано. В коридоре ко мне вышла учительница, обняла меня и заплакала.
            В этот день беспрерывно звучала музыка. К нам в класс директор привела девочку из европейской семьи. Ее звали Ева Райтман. У нее была седая прядь на волосах: всю семью повесили у нее на глазах, а ее спасли люди, которые вытащили девочку из толпы.
            В годы войны у меня погиб дядя, тетя была в блокаде с дочерьми, но выжила. Отец воевал, а мать работала на заводе. Они оба выжили.»
            Это лишь краткое описание нескольких дней и ночей,  которые переменили всю жизнь. Невозможно описать ощущения, которые люди испытывали и испытывают сейчас, вспоминая войну.
Записали Гордина Катя и Васильева Оксана 8э




Отправить комментарий